ПРО OZON

Новости о предстоящем размещении Ozon`а на Nasdaq захлестнули информационное поле торговцев бумагами. Писали противоречиво, но больше скептически. Прогноз верхней планки капитализации $12 млрд. от Goldman Sachs вызывал улыбку.
"Изначально компания объявила, что предложит на IPO 30 млн американских депозитарных расписок (одна расписка — одна акция)
Действующие крупнейшие акционеры Ozon — фонд Baring Vostok и АФК «Система» (у обоих примерно по 40% в компании) — заключили соглашение о покупке бумаг на $67,5 млн каждый. Итого в рамках публичного размещения они купят бумаг на $135 млн. "
Перед размещением Сбербанк
Напомню, фонд Baring Vostok и АФК «Система»-это сильно пострадавшие от пройдохи Артема Аветисяна (по всей видимости крепко связанного с Кремлем) и ближайшего соратника Путина-Игоря Ивановича Сечина.
Тем не менее, широко выкатив глаза на рост АФК-Системы с начала ноября и памятуя всех святых с дрожью в желудке я предпринял попытку войти в капитал Системы в день размещения на Мосбирже Озона 24 ноября выставив ниспосланную мне цену в 33 целковых небольшим объемом.
Размещение бумаг прошло по невиданной цене 30 баксов и подпрыгнуло в начале торгов на Nasdaq до $40! Это вселяло надежду.
Но кто-то хотел моей крови. Уже 25 ноября с начала торгов погнали бумагу вниз, испытывая мое терпение. Я целомудренно начал делать ставки.

К 12 часам я подумал о переливании крови и пошел подкрепиться красным вином с шоколадом (коньяк к тому времени уже закончился) . Успокоившись и обратившись к монитору я заметил нерешительность продавцов, что вселили в меня слабую надежду, что развод закончился. Итого, я потратил последние средства (немного оставшихся) согласно провидению и пребываю в задумчивости о перепитиях торгов.


"Ozon сверхудачно разместился на Nasdaq и «Мосбирже». Но самое интересное в российском онлайн-ритейле только начинается. Конкуренция усиливается, а привлекать новых клиентов становится все сложнее — даже лидерам. Мы разобрались, у кого из игроков — Ozon, Wildberries, «Яндекса», Mail.ru Group или, может быть, «Сбера» — больше шансов победить в начинающейся королевской битве.
Капитализация Ozon после IPO с учетом всех займов и опционов превысила $7 млрд. Это оглушительный успех. Компания изначально установила цену размещения выше верхнего предела, а сразу после старта торгов цена взлетела еще на 40%. Книга заявок была переподписана более чем в десять раз,
Удалось бы Ozon провести столь удачное IPO, если бы не пандемия? Не факт. Еще недавно, по нашей
Интересно, что IPO «русского Amazon» (так Ozon
Россия — крупнейший в Европе рынок по числу интернет-пользователей: около 100 млн. E-commerce в России, по оценке агентства Data Insight, в 2019 году вырос на 23% — до $31 млрд. Это примерно как в Индии (население — 1,3 млрд человек) и немногим меньше, чем в Канаде,
Неудивительно, что после успеха Ozon об IPO
Потенциал роста в российском e-commerce далеко не исчерпан, уверен топ-менеджер одного из маркетплейсов, поговоривший с The Bell. В первую очередь — за счет офлайна: «Сейчас все большее распространение получают гибридные модели: забрать товар из магазина, доставить в магазин... Поэтому и конкуренция будет не за счет онлайн-площадок, а за счет того, кто эти процессы сможет лучше всех настроить».
В то же время Ozon уже 20 лет (компания — пионер рынка) остается глубоко убыточной: за первые три квартала 2020 года ее чистый убыток составил 12,9 млрд. И в ближайшей перспективе это не изменится,
Вообще-то для растущего онлайн-ритейлера быть убыточным это не так уж страшно, рассуждают эксперты и аналитики: тот же Amazon десять лет не приносил прибыли, реинвестируя все заработанное в увеличение доли рынка. «Русский Amazon» вроде бы делает то же самое, но сравнивать его с настоящим Amazon напрямую все же неправильно.
Amazon — глобальная компания, фактический монополист на большинстве рынков. Ozon прочно заперт внутри конкурентного российского рынка. В России тройка лидеров e-commerce
Инвесторы надеются, что привлеченный на бирже $1 млрд поможет Ozon ускориться. «Думаю, Ozon получил оценку авансом — теперь все будут смотреть на результаты первого полугодия, — рассуждает в разговоре с The Bell руководитель другого маркетплейса. — Если Ozon не покажет, что он идет к лидерству, у компании могут быть реальные проблемы с капитализацией».
IPO — забег с неравными условиями: все хотят купить и никто не хочет продать, говорит управляющий директор Fosun Eurasia Capital Игорь Даниленко: «Для России необычно показать такой рост в первый же день. У “Совкомфлота”, например, акции в первый день торгов подешевели на 12%. Но на Западе это обычная вещь. Как, впрочем, и то, что 80% бумаг через шесть месяцев оказываются ниже цены размещения».
Все российские маркетплейсы можно разбить на две группы: независимые проекты (Wildberries и Ozon) и элементы экосистем («Яндекс.Маркет», СП Mail.ru Group и Aliexpress, будущий маркетплейс Сбенбанка).
«Чтобы развивать этот бизнес, нужна инфраструктура, логистика, контроль качества, возвраты, а “Яндекс” пока что этого не умеет, — соглашается объясняет управляющий директор Fosun Eurasia Capital Игорь Даниленко. — Да, они могут в это инвестировать, но это потребует очень больших денег, которые менеджмент может решить направить на другое».
Но на два-три года всем участникам гонки должно хватить и амбиций, и денег, считает топ-менеджер одного из маркетплейсов. «Чем яростнее она [битва] будет, тем дороже будет обходиться привлечение новых и удержание старых пользователей, — продолжает собеседник The Bell. — Кто научится делать это дешевле (за счет программ лояльности или экосистемных бонусов), тот и съест большую часть пирога».
«Тот, кто сейчас перестанет активно расти, сразу проиграет, потому что его конкуренты точно продолжат, — объясняет Игорь Даниленко. — В ближайшие два-три года мы увидим, кто будет на рынке №1, кто — №2. Больше трех крупных участников вряд останется. Здесь [будучи маркетплейсом] можно зарабатывать, только если вы №1 или №2. Как у мобильных операторов: если у тебя 30% рынка — зарабатываешь, если 10% — нет».
«Когда конкуренция обострится, маркетплейсам придется снижать комиссии для продавцов, предлагать им разные преимущества: более дешевую доставку, лучший сервис», — предсказывает Игорь Даниленко. У ставшего публичной компанией Ozon, по мнению эксперта, будет небольшое преимущество перед Wildberries: доступ к дешевым деньгам. «Это ровно то, чем пользуется Amazon: нулевая стоимость капитала позволила ему за пять лет построить собственную логистику, когда никто от него этого не ждал», — заключает он."